О проекте
Проект «Школа Минпросвещения России» является механизмом реализации базового принципа системы российского образования, сформулированного Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «справедливость, то есть доступность качественного образования для каждого ребенка в соответствии с его интересами и способностями. Причем независимо от того, где он живет – в городе или деревне, в Москве или любом другом регионе страны, независимо от того, где учится – в государственной школе или частной, и, конечно, независимо от социального статуса и доходов родителей» (заседание президиума Государственного Совета по вопросу о задачах субъектов Российской Федерации в сфере общего образования 25 августа 2021 г.).
Проект направлен на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», на достижение целей, целевых показателей и результатов национального проекта «Образование».
В проекте «Школа Минпросвещения России» реализованы приоритетные направления современной стратегии развития российского образования:
- формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего качественное доступное общее образование во всех регионах страны для каждого ребенка в соответствии с его потребностями и интересами независимо от социальных и экономических факторов (достаток семьи, особенности здоровья, укомплектованность образовательной организации и её материальная обеспеченность и др.);
- укрепление единой воспитывающей среды, ориентированной на формирование патриотизма, российской гражданской идентичности, духовно-нравственной культуры на основе российских традиционных духовных и культурных ценностей;
- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
Миссия проекта
Миссия «Школы Минпросвещения России»: центр образования, воспитания и просвещения, объединяющий территориально и духовно детей и взрослых, разные поколения, разные профессии, разные социальные группы для обретения смысла жизни через познание, созидание, нравственные ценности для творческого построения будущего каждого и всех в России.
Цели и задачи проекта
Целью концепции проекта «Школа Минпросвещения России» является системное описание ключевых характеристик и параметров эталонной модели школы, обеспечивающих оптимальные (необходимые и достаточные) качественные условия обучения и воспитания каждого школьника в современных социально-экономических и геополитических реалиях для формирования и воплощения идеологии «единого образовательного пространства».
Задачи концепции проекта «Школа Минпросвещения России»:
- Определение единых магистральных направлений деятельности школ, формирующих единое образовательное пространство.
- Формирование эталонной модели школы будущего с выделением единых критериев и активностей (учитывающих в том числе этнокультурные особенности) ее функционирования, обеспечивающей доступность качественного образования и предоставляющей равные возможности для всех обучающихся.
- Формирование механизмов синхронизации и взаимодействия образовательных и учебных процессов (рабочие учебные программы, учебное расписание занятий, оценочные процедуры результатов обучения, линейка учебников, показателей деятельности) в существующей системе школьного образования, нормативных и методических документов, создание мотивирующих инструментов саморазвития и роста общеобразовательных организаций.
- Закрепление статуса учителя как основополагающего элемента в системе качественного российского образования и становления российской гражданственности подрастающего поколения.
- Формирование механизмов вовлечения и поддержки семьи в процесс социализации, выбора жизненного пути, формирования мировоззрения и субъективного благополучия ребёнка.
- Формирование личностных результатов, обучающихся на основе развития их самосознания, самоопределения, смыслообразования и морально-этической ориентации.
- Закрепление всеобщей ответственности за качественное отечественное образование подрастающего поколения страны (родители, государство, профессиональные и бизнес-сообщества, средства массовой информации, общественные объединения, местные территориальные сообщества).
Единое образовательное пространство – инструмент формирования и палитра смыслообразования желаемого «образа будущего» российской отечественной школы – системы требований к деятельности школы, которые являются ее программой развития. При этом механизмы, пути и способы достижения обозначенных целей у каждой школы могут быть собственные, уникальные и неповторимые.
Важно отметить, что несоответствие текущего состояния образовательной организации уровню достижения «Школы Минпросвещения России» не приведет к снижению уровня финансирования, понижению статуса школы, снижению заработной платы педагогических работников и т.п. Разработанная концепция направлена на формирование потенциала дальнейшего развития и представляет собой перспективный план деятельности школьного коллектива, включающего педагогов, школьников, родителей, заинтересованной общественности.
В рамках проекта предполагается создание своего рода «настольной книги» директора школы, в которую войдут примеры, образцы, шаблоны документов и программ, регламентов и календарно-тематических планов, единого штатного расписания, кейсы лучших практик, мероприятий и событий. В этой книге каждый директор – и начинающий руководитель, и опытный мэтр, – найдёт для себя необходимые инструменты для включения в свою практику, которые нужны ему для того, чтобы его школа стала ещё интереснее, профессиональнее и успешнее – и маленькая школа в селе, и большой образовательный комплекс в городе, и «обычная среднестатистическая школа».
При возникновении противоречий или препятствий в вопросах правового применения для решения задач предполагается внесение изменений в нормативно-правовые акты, в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Соответствующие дефициты будут выявляться по мере проведения общественного обсуждения, а в дальнейшем – в ходе реализации проекта.
Знание: качество и объективность
Нормативное обеспечение образовательного процесса
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральная основная общеобразовательная программа
ПДФ-версия: Интерактивная версия:
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Приказ Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. № 858
"Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" 04.10.2023 N 738 (Зарегистрировано в Минюсте России 02.11.2023 N 75821)
Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Приказ Минпросвещения России от 9 июня 2016 г. № 699
Проектирование индивидуальных учебных планов в специальном и инклюзивном образовании
Урочная деятельность
Рабочие программы учебных предметов
Методические материалы по учебным предметам
Методические интерактивные кейсы
Методические рекомендации по организации учебного процесса
Методический журнал «Образ действия»
Внеурочная деятельность
Методические рекомендации по реализации рабочих программ по внеурочной деятельности
Методические рекомендации по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»
Рабочие программы по внеурочной деятельности для всех уровней образования
Всероссийская олимпиада школьников
Всероссийская олимпиада школьников
Сопровождение образовательного процесса
Типовой комплект методических документов
Методические рекомендации по организации контрольно-оценочной деятельности в начальной школе
Методическое рекомендации и материалы
Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция дополнительного образования детей»
Методические материалы по созданию школьных театров
Методические материалы по созданию и организации деятельности школьных музеев
https://юныйтурист.рф/page/1648471119172-materialy-po-napolneniyu-portala-metodicheskie-materialy
Письмо №06-735 от 09.07.2020
Методические рекомендации
Календарь Всероссийских мероприятий в сфере дополнительного образования детей в 2023 г.
Здоровье
Федеральные нормативно-правовые акты, которыми регулируются права детей в сфере охраны здоровья
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Методические рекомендации федеральных органов власти по охране здоровья обучающихся
Письмо Минобрнауки России от 18 октября 2013 г. № ВК-710/09 «О рекомендациях по безопасности эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений общеобразовательных организаций, спортивного оборудования и инвентаря при организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с обучающимися»
Методические рекомендации по созданию школьных спортивных клубов общеобразовательных организаций
https://docs.cntd.ru/document/727894236
https://docs.cntd.ru/document/1301426367
Письмо Минпросвещения России от 25 февраля 2022 г. № 08-347 «О профилактике несчастных случаев»
Научно-методическое обеспечение охраны здоровья обучающихся
Роспотребнадзор. Национальный проект «Демография». Здоровое питание
Методические рекомендации по публикации меню на сайтах образовательных организаций
Платформа по мониторингу меню и массы блюда питания обучающихся 1-4 класс
Рекомендации по составлению расписания уроков для обучающихся начального, основного и среднего общего образования
https://ivfrao.ru/wp-content/uploads/2022/10/voinov_etc_high_2021.pdf
https://ivfrao.ru/wp-content/uploads/2022/10/voinov_etc_low_2021.pdf
https://ivfrao.ru/wp-content/uploads/2022/10/makarova2017.pdf
Профилактика травматизма у обучающихся в образовательных организациях. Методические рекомендации
Первая помощь: методические материалы для обучения работников
Первая помощь
Оказание первой помощи при наружном кровотечении
Оказание первой помощи при отсутствии сознания
Оказание первой помощи при прочих состояниях
Организационно-правовые аспекты первой помощи
Плакаты
Учитель-школьная команда
Справочник профстандартов 2022 года для общеобразовательных организаций
Информация о мерах социальной поддержки (федеральные программы, проекты) «Земский учитель»
Примерное положение о методической службе общеобразовательной организации
Примерное положение о методической службе общеобразовательной организации
Информатика
Использование языка Python при обучении информатике на уровне основного и среднего общего образования в условиях обновленных ФГОС
Биология
Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся при изучении раздела «Генетика» на уроках биологии
Биология
Школа современного учителя биологии
Биология
Школа современного учителя биологии: достижения российской науки
Информатика
Школа современного учителя информатики: достижения российской науки
Математика
Школа современного учителя математики
Математика
Школа современного учителя математики: достижения российской науки
Физика
Школа современного учителя физики
Физика
Школа современного учителя физики: достижения российской науки
Химия
Школа современного учителя химии
Химия
Школа современного учителя химии: достижения российской науки
Биология, физика, химия
Школа современного учителя. Развитие естественно-научной грамотности
Математика
Школа современного учителя. Развитие математической грамотности
Методические рекомендации по развитию профессиональных компетенций школьных команд образовательных организаций
Примерный порядок закрепления региональных методистов
за педагогическими работниками
Примерный порядок закрепления региональных методистов
Письмо Минпросвещения России от 10.12.2021 № АЗ-1061/08
«О формировании методического актива»
Примерная инструкция по составлению индивидуального образовательного маршрута педагогического работника
Творчество
Нормативно-правовое обеспечение
Школьный климат
Школьный климат — это качество и характер школьной жизни. Он складывается из того, как люди чувствуют себя в школе, каковы их общие нормы, ценности и цели, а также чувства, которые вызывает у учеников школьная среда со всеми ее элементами, и отношения между учениками и учителями, учеников друг с другом.